«Я без святого как-нибудь с дорогой разберусь.
Не позову и черта в путь – я с ним в пути собьюсь.
Придут – порадуюсь, а нет – урон мне небольшой.
Я, как родню, весь белый свет приемлю всей душой.
И пусть ужасно мы спешим и некогда присесть.
По мне, народ Твой, Боже, хорош, каков он есть!»
Редьярд Киплинг «Путь пилигрима»
«В деревню, в глушь, в Саратов к тётке…». Кто куда, а мы снова вместе с Леонидом Ивановичем Невзоровым устремляемся на Пинегу – реку. Путешествие наше будет долгим и трудным, в самую дальнюю даль – верховья Пинеги.
В 2012 году вышла в свет книга «Бродяжьей следью» (тираж её – 500 экземпляров), она быстро разошлась по людям и библиотекам.
Очередной маршрут путешествия писателя пролегал по деревням Кода – Красная – Осяткино – Выя – Северная – Нюхча – Мамониха – Сосновка. «Я уже однажды путешествовал в тех местах, но не везде побывал, а больше там, куда с попадкой легче. И вот решился «открыть» для себя и дальние земли. Жутко хотелось узнать, как там, на окраинах, живётся-можется людям…»
Согласитесь, что только азартный, любящий жизнь и людей человек бросится в неизведанные лесные дали автостопом: «Доехал до Двинского, а там двинул по лесному тракту метров пятьсот…»; «примостился в ожидании попутки»; «Я не раздумывал, сел. К Пинеге проложена бетонка, но она так запущена, что машина правит больше по соседней колее-гравийке. Накручиваем таёжные километры. Душно, тряско, но мне привычно. А водителю тем более»; «На Выю попадал всяко: и пешком, и на попутках». Это только небольшие эпизоды из начала путешествия, а сколько таких дорог было впереди, ночлегов в стогах сена и на берегах рек? Но, наверное, все дорожные страдания автора оправданы незабываемыми встречами с людьми, проживающими в глубинке.
Вот некоторые эпизоды о людях из этой книги (что же мы всё про лосей да медведей!):
«В колхозе отец не задержался. Уехал в Оренбургскую область в посёлок целинников. Поля там, сказывал потом, без конца и края. Запашку трактором в одну сторону ведёшь, вернёшься назад – и смена твоя завершилась. Там, на целине, ему пришлось сдать экзамен (и не раз) на крепость северного характера, сноровку и умение. Сидели в степи под тентом, дождь только что прошёл. Ему и говорят:
-Ты вятский мужик (значит у них – с Севера), распали-ка костёр. Сможешь?
-Плёвое дело.
Надёргал в овраге сухой травы, корешков – и моментом разжёг. Не отступились, давай пытать дальше:
-А топорище можешь вытесать?
-Дедко мой столярничал, а мне сам Бог велел. Смастерил топорище да и топор тут же насадил. Посмотрели мужики, не удержались от похвалы:
-Работа мастера.
Однако испытывать его продолжали. Косу-стойку вручили:
-Становись в шеренгу. Узнаем твою цену.
Человек двадцать в покосе, друг за дружкой, в одной цепочке. Только успевай махать, если замешкаешься, то сзади – не пожелаешь ближнему – пятки подрежут. Не подкачал и тут мой батька, влеготку управлялся с косой. Закончили упряг сибиряки – давай курить на меже, усталь свалила. А мой татка и не присел, в одиночку, пока «судьи» отдыхали, двойную норму травы свалил».
Удивительно как красиво умели делать крестьянскую работу наши предки, и как быстро новые поколения утрачивают эти навыки!
Ещё один интересный штрих к человеческому поведению (памяти и совести!): «И сам отец как-то ещё в детстве, совершил, как он признавался, страшный грех – о чём жалел всю жизнь. Выстругал из сосновой коры кораблик, а брата Аркашу взяла зависть, стал выпрашивать.
-Отдашь пайку хлеба – твой кораблик. Тот и обменял игрушку на заветный кусочек. Отец съел, а брат остался голодным. Вот этого батя и не мог себе простить» («На Вые-то богато жили»).
Никого не оставит равнодушным история жизни Галины Николаевны Малеевой из Осяткино, поэта и собирателя фольклора Сергея Евгеньевича Засухина с Выи, Анатолия Васильевича Порывкина из Северного, Василия Ивановича Ильина из Занюхчи, Екатерины Алексеевны Байкаловой из Нюхчи, Петра Порохина из Сосновки, Татьяны Николаевны Седуновой из Кулосеги и многих других неповторимых на земле людей. Читаешь и поражаешься: КАК из обычного с виду человека можно извлечь ТАКОЕ, что делает его ни на кого не похожим?! В этом огромная загадка нашего неутомимого путешественника и человеколюба Леонида Ивановича Невзорова.
В далёком путешествии у него была ещё и определённая цель: «В Шиднему я должен был сходить обязательно. Там жили родители моего двинского друга Тихона Тарасова – Ефим Петрович и Клавдия Ивановна Тарасовы. Целая династия лесников. Людей, преданных тайге. Тихон на Двине охраняет Клоновский заказник. Брат его Андрей – тоже лесник. А отец вообще отдал этой профессии всю свою жизнь, работая в Пюлавском лесничестве посёлка Мамониха.» Интересный рассказ о встрече с семьёй Тарасовых да разговор с поэтессой Марией Рудык из Мамонихи и завершает эту книгу бытия человеческого.
В августе мы вместе с Леонидом Ивановичем Невзоровым продолжим знакомство с красотами и людьми Пинеги. Рады будем видеть вас с нами!